МЫ РАБОТАЕМ БЕЗ ВЫХОДНЫХ!
С 9:00 до 20:00
г. Самара, ул. Венцека, 78 | ||
zdravnica-samara@inbox.ru |
+7 (917) 145 51-48 |
Страх представляет собой защитную реакцию ребенка в состоянии угрозы или ожидания какой-либо опасности. Возрастные страхи часто встречаются у эмоционально чувствительных детей. Более того, «свои», нужные страхи есть у каждого возраста. Детские страхи – это неотъемлемое явление нормального процесса психического развития и социальной деятельности ребенка. Но страх может быть полезен только в том случае, если он выполняет свою защитную и адаптационную функции, а потом исчезает.
Анализ детских рисунков и рассказов позволил нам выявить наиболее типичные возрастные страхи у старших дошкольников 5-7 лет. В содержании сказочных и фантастических страшилок у современных дошкольников больше преобладают герои боевиков и фильмов-ужасов (вампиры, черти, привидения, роботы), чем персонажи народного фольклора (Лешие, Баба Яга, Кикиморы, Бабайки, Домовые). Среди животных чаще всего вызывают страх дикие хищники, а брезгливое отношение и опасения - змеи и насекомые.
В возрасте пяти-семи лет дети часто демонстрируют страхи макросоциального характера – боязнь природных катаклизмов, мировых вирусов, террористических нападений. Среди медицинских страхов чаще встречается боязнь стоматологического оборудования и уколов. Старшие дошкольники чаще всего испытывают боязнь непринятия в детском коллективе и боязнь наказания со стороны родителей и педагогов (боязнь критики, наказания и получения плохой оценки). Так, некоторые дети отмечают, что боятся смотреть на маму, когда она кричит на них.
Таким образом, происходящие в обществе негативные макросоциальные изменения, отражаются на семье ребенка и эмоционально «отзеркаливаются» им в виде устойчивых страхов. При этом переживание страха вызывает яркие изменения в общем состоянии ребенка. У одних детей тревожное беспокойство проявляется двигательным возбуждением, плачем и криком, у других – общей заторможенностью и речевыми запинками, а у некоторых детей могут возникать снижение аппетита и нарушения сна (неглубокий сон, трудности засыпания, частые пробуждения, ночные страхи). Особого внимания родителей в этом отношении требуют к себе дети с ослабленной нервной системой, нарушениями речи, неврологическими проблемами в раннем возрасте.
Кроме того, неправильная тактика поведения родителей может способствовать формированию и закреплению детских страхов.
Эмоционально ранимые, чувствительные и впечатлительные дети могут остро реагировать на подобные психотравмирующие воздействия со стороны взрослого окружения. «Эхо» детских страхов весьма разнообразно: заикание, задержка речевого и умственного развития, трудности адаптации в детском коллективе, ночной энурез, психосоматические неврозы.
И в тоже время, родителям не стоит забывать о том, страх не является однозначно опасной и вредной для ребенка эмоцией. Страхи защищают ребенка от излишнего риска, уводят от опасностей, обеспечивают самосохранение, регулируют его поведение. И в случае правильной позиции родителей дети обычно быстро «вырастают» из своих страхов, приобретая бесценный жизненный опыт.